Уважаемые родители!

Педагог-психолог нашего детского сада совместно с педагогическим коллективом  и Вашим участием поможет Вашему ребенку оставаться веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным,  любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим — т.е.  психологически здоровым.

Всегда рада встрече с Вами педагог — психолог ДОУ — Трофимова Екатерина Игоревна.

Консультации для родителей по предварительной записи: по четвергам  15.30-18.00
Запись  на консультацию по телефону 84753124970.


 

Ответственность педагога-психолога

Педагог-психолог несет ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента. Информация, полученная педагогом-психологом в процессе проведения работы, не подлежит разглашению. Сообщая администрации результаты обследования, педагог-психолог должен воздержаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту, и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

О работе детского психолога

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то с какого возраста? Чем детский психолог отличается от других специалистов? Когда нужно к нему обращаться? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей. Попробуем ответить на некоторые из них.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не имеет права ставить диагноз, выписывать рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами.

Детская психология не является отраслью медицины – она  занимается изучением закономерностей нормального развития ребёнка, и основная задача психолога состоит в обеспечении  такого развития, в создании необходимых для этого условий.

Задачи психолога в детском саду условно можно подразделить на две группы.

Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей.

Вторая группа — индивидуальная работа с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдений и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения к каждой группы определить особенности взаимоотношений воспитателя и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. К этой группе также относится задача определения готовности к обучению в школе и проведение соответствующей коррекционной работы.

Основные направления работы педагога — психолога

1. Психологическое просвещение.

Цель — приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.

2. Психологическая профилактика.

Цель — сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.

3. Психологическая диагностика.

Цель — изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики — дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.

4. Психологическая коррекция.

Цель — устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.

5. Психологическое консультирование.

Цель — оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.

6. Аналитическая деятельность.

Цель — научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.

Психолог поможет выявить проблему, предложить варианты решения, проследить и проанализировать изменения, но родители и только родители (!) могут помочь своему ребенку!

Перечень детских проблем с точки зрения детского психолога весьма обширен и напрямую зависит от возраста. Например, для ребенка-дошкольника он может быть таким:

Как развита мелкая (пальчиковая) моторика ребенка?

  • Как хорошо он воспринимает зрительные образы, слуховые, осязательные?
  • Умеет ли ребенок различать цвета, формы, величины и т.д.?
  • Насколько он внимателен?
  • Каковы особенности памяти ребенка? Что он лучше запоминает – изображения или звуки, стихи или прозу?
  • Каков уровень интеллектуального развития ребенка? Владеет ли он обобщающими понятиями типа «Фрукты», «Овощи», «Посуда» и многими другими? Может ли сравнивать предметы друг с другом?
  • Умеет ли находить выход из неожиданной ситуации? Фантазировать? Шутить? Оценивать себя и других?
  • Насколько ребенок эмоционален? Богатая ли у него мимика? Какие чувства у него преобладают? А как он их проявляет?
  • Как ребенок обычно ведет себя в одиночестве, с родителями, с другими детьми, в новой обстановке?
  • Как ребенок воспринимает свою семью? Удовлетворяют ли его те отношения, которые в ней сложились?
  • В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Когда ребенка можно считать готовым к школьному обучению? Можно ли прогнозировать трудности в обучении ребенка и заранее «подстелить соломку»?

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, мы рекомендуем пройти индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.

Беседа, наблюдение, анкетирование  — методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Ждем Ваших чудесных и любознательных дошколят в нашем  Детском саду!

Как готовить ребёнка к детскому саду?

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

  •   отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  •   наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
  •   неумение занять себя игрушкой;
  •   несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВСТУПАТЬ В ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье.
К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды, сообщать о физиологических потребностях. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

                 О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам:

В 1 год 6 месяцев ребенок:

  •   держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
  •   отрицательно относится к нарушению опрятности;
  •   сообщает о физиологических потребностях;
  •   спокойно относится к умыванию.

В 1 год 9 месяцев ребенок:

  •   самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
  •   самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
  •   обращает внимание на грязное лицо и руки;
  •   контролирует физиологические потребности;
  •   проявляет стремление к самостоятельным действиям;
  •   знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

В 2 года ребенок:

  •   ест аккуратно, не облизываясь;
  •   при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
  •   самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
  •   знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
  •   пользуется носовым платком (при напоминании);
  •   контролирует физиологические потребности.

В 2 года 6 месяцев ребенок:

  •   одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
  •   расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.

В 3 года ребенок:

  •   одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
  •   складывает свою одежду перед сном;
  •   застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
  •   знает назначение многих предметов и их местонахождение;
  •   выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
  •   умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
  •   замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
  •   регулирует свои физиологические потребности;
  •   вытирает обувь при входе в квартиру;
  •   аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
  •   не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
  •   говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?

  • Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
  • Настройте ребенка на мажорный лад. Внушите ему. Что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду. Создайте для него дома режим такой же, как в детском учреждении.
  • Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
  • Не оставляйте его в начале в коллективе на целый день, заберите домой пораньше.
  • Пусть он возьмет с собой в сад игрушку из  дома.
  • Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день.
  • Как можно раньше познакомьте ребенка с детьми и педагогами группы, в которую он в скором времени придет.
  • Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Подчеркивайте, что ваш ребенок, как прежде, дорог вам и любим.
  • Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадите его нервную систему
  • На время прекратите походы в цирк, театр, гости. Намного сократите время просмотра телепередач.
  • Как можно раньше сообщите воспитателям о личностных особенностях Вашего ребенка.
  • При изменениях в поведении как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу.
  • Будьте спокойны, расставаясь с ребенком в саду. Ваше эмоциональное состояние может передаваться малышу.