Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 5-7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, подбирая индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребёнка.
Учитель-логопед проводит обследование воспитанников, которое состоит из:
- обследование звукопроизношения;
- обследование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- обследование лексического строя речи;
- обследование словообразовательного процесса;
- обследование слоговой структуры слов;
- обследование грамматического строя речи;
- обследование связной речи.
- На основе этого определяет структуру и степень выраженности имеющегося у детей дефекта речи.
- Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций.
- Работает в тесном контакте с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями.
- Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Учитель-логопед дает рекомендации родителям по организации ежедневных занятий дома. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях логопед демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы логопеда. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях детского сада.
Набор детей осуществляется на основе медико-психолого-педагогической комиссии и приказа по ДОУ о зачислении.
Режим занятий
Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет учитель-логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия длятся от 15 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Нет повода для беспокойства если:
физическое развитие малыша соответствует возрасту;
у ребенка нет никаких неврологических заболеваний;
ребенок активно общается со знакомыми и родными людьми, но стесняется разговаривать с незнакомыми;
ребенок охотно повторяет за Вами все, что слышит;
ребенок решает все свои проблемы с помощью речи;
ребенок вслушивается в свою речь и старается исправлять свои ошибки сам.
Обратите внимание на развитие ребенка, если:
ребенку уже исполнилось полтора года, а простых слов, например «мама» или «дом» он не говорит и не понимает простых слов- своего имени или название окружающих предметов: не способен выполнять простейшие просьбы, например «иди сюда», «сядь»;
если в два года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторят новые слова;
если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов, не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поле зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например «дай воды»);
если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Если говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их ;
если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
Если у ребенка есть такие проблемы, обратитесь за помощью к логопеду и в поликлинику.
ПОМОЩЬ КАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И КОГДА, МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ РЕБЕНКУ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ?
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития речи «лечат» логопеды, но логопеды- это педагоги, а не врачи . Они лишь учат ребенка правильно произносить звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет.
Итак, сначала вам потребуется:
диагностика для выявления причин патологии развития речи ;
диагностика слуха (обследование у сурдолога );
для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу.
С КАКОГО ВОЗРАСТА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ЗАДЕРЖЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ?
Чем раньше Вы обратите внимание на задержку в развитии речи и начнете заниматься с ребенком, тем быстрее будет положительный результат .
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития .
Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.
Логопеды — помогают «поставить»звуки, учить правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ.
Когда обращаться к логопеду?
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.
В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.
Какие нарушения речи исправляет логопед?
Нарушения фонетической стороны устной речи.
Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.
Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.
Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.
Нарушения чтения.
Нарушения письма.
Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше) в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание.
Рекомендации учителя — логопеда.
1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.
Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.
2. Игры и игровые приемы.
Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.
Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.
«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.
«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып — рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».
Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.
Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.
Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.
Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.
Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.
Буклет для родителей. Речевые игры для детей 5-6 лет ознакомиться
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи ознакомиться
Речевые игры с детьми: «Путешествие по дому» ознакомиться
Советы родителям по развитию речи детей: «Поговори сомной…» ознакомиться